Спорт и физкультура в детском саду
Текст
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий на 2024-2025 учебный год
Формы и методы оздоровления детей в МДОУ «Ряжский детский сад № 5»
№ п\п |
Формы и методы |
Содержание |
Контингент детей |
1. |
Обеспечение здо рового ритма жизни |
- щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим; -организация микроклимата и стиля жизни группы; - учет биоритмов и возраста детей |
Все группы |
2. |
Физические уп ражнения |
- утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия) - спортивные игры; - занятия аэробикой; - пешие прогулки. |
Все группы Дети II группы здоровья Все группы Средняя группа |
3. |
Гигиенические и водные процедуры |
- умывание; - мытьё рук; - игры с водой; - обеспечение чистой среды |
Все группы |
4. |
Световоздушные ванны |
- проветривание помещений (в том числе сквозное);
- прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
Все группы |
5. |
Активный отдых |
- развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья |
Все группы |
6. |
Диетотерапия |
- рациональное питание |
Все группы |
7. |
Свето и цветоте рапия |
- обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
Все группы |
8. |
Музтерапия |
- музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление фона занятий; - хоровое пение (в том числе звуковое) |
Все группы |
9. |
Закаливание |
- хождение босиком; - обширное умывание; - дорожки здоровья; - дыхательная гимнастика |
Все группы |
10. |
Стимулирующая терапия |
-витамины, проф. прививки (по плану оздоровительно- профилактических мероприятий) |
Все группы |
11. |
Пропаганда ЗОЖ |
- курс лекций и бесед; - занятия по ОБЖ |
Все группы |
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
2 Младшая группа:
Приём детей на улице (при температуре выше -15°). Утренняя гимнастика в группе.
Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.
Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
«Чесночные» киндеры. Фитонциды (лук, чеснок). Прогулки: дневная, вечерняя.
Оптимальный двигательный режим. Сон без маек.
Дыхательная гимнастика в кровати.
Упражнения на профилактику плоскостопия. Элементы обширного умывания.
Средняя группа:
Приём детей на улице (при температуре до -15°).
Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице).
Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения. Чесночные «киндеры».
Фитонциды (лук, чеснок). Прогулки: дневная, вечерняя. Оптимальный двигательный режим. Сон без маек
Дыхательная гимнастика в кроватях. Упражнения на профилактику плоскостопия.
Старший дошкольный возраст:
Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°).
Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице).
Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения. Чесночные «киндеры».
Фитонциды (лук, чеснок). Прогулки: дневная, вечерняя. Оптимальный двигательный режим. Сон без маек и подушек.
Дыхательная гимнастика в кроватях. Закаливание.
Обширное умывание, ходьба босиком.
Упражнения на профилактику плоскостопия.
План мероприятий оздоровления детей МДОУ «Ряжский детский сад № 5» на 2024-2025 учебный год
Содержание мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
||
Работа с детьми: общие методы |
1. |
Утренний прием на свежем воздухе |
Апрель-октябрь |
Воспитатели всех возрастных групп |
2. |
Ежедневные двухразовые прогулки при любой погоде (температура воз духа не ниже 15 градусов) |
В течение года |
Воспитатели старших групп |
|
3. |
Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе, утренних пробежек |
Апрель-октябрь |
Воспитатели старших групп |
|
4. |
Облегчённая одежда детей в группах |
В течение года |
Воспитатели всех возрастных групп |
|
5. |
Проветривание помещений групп во время отсутствия детей |
В течение года |
Воспитатели помощники воспитателя |
|
6. |
Умывание детей с постоянным понижением температуры воды от 28 градусов до 20 градусов |
В течение года |
Воспитатели помощники воспитателя |
|
7. |
Витаминизация третьих блюд |
В течение года |
Медсестра |
|
8. |
Кварцевание спальных и игровых помещений, туалетных комнат |
В течение года |
Воспитатели помощники воспитателя |
|
9. |
Контроль за физическим воспитанием. Закрепление правильной осанки и профилактика плоскостопия. |
В течение года |
Медсестра |
|
10. |
Контроль за температурным режимом, за воздушным режимом, режимом дня, за санитарным состоянием в группах, за световым режимом |
В течение года |
Медсестра |
|
Работа с детьми: специальные методы |
11. |
Босохождение |
Июнь-август |
Воспитатели медсестра |
12. |
Солнечные ванны |
Май-август |
Воспитатели медсестра |
|
13. |
Витаминотерапия: поливитамины |
2 раза в год - осень, весна |
Медсестра |
|
14. |
Ароматерапия (чеснок, лук) |
Октябрь-декабрь, январь-март |
Медсестра |
|
15. |
Поливитамины |
Сентябрь, январь, апрель |
Медсестра |
16. |
Лекарственная терапия: - оксолиновая мазь, - вакцинопрофилактика |
Период повышенной заболеваемости (октябрь-декабрь) Подготовительн ый период к гриппу |
Медсестра, родители |
|
17. |
Усиление санэпидрежима |
Октябрь-декабрь, январь-март |
Медсестра, помощники воспитателя |
|
18. |
Диспансеризация |
Апрель-май |
Медсестра |
|
19. |
Осмотр детей на педикулез и грибковые заболевания |
В течение года |
Медсестра |
|
20. |
Обследование на энтеробиоз |
Май |
Медсестра |
|
21. |
Работа с детьми диспансерной группы |
В течение года |
Медсестра |
|
22. |
Профилактические прививки |
В течение года |
Медсестра |
|
Работа с кадрами |
23. |
Проведение беседы: - с поварами по санитарно-гигиеническим нормам и правилам на кухне:
- с воспитателями о соблюдении санитарно-гигиенических норм при играх, занятиях, прогулках и сне детей; правила оказания первой медицинской помощи детям при травмах, отравлениях, кровотечениях, обмороке и других неотложных состояниях |
2 раза в месяц 2 раза в месяц 1 раз в месяц |
Медсестра |
24. |
Консультация для технического персонала:
гигиенических навыков |
Октябрь Ноябрь |
Заведующий, медсестра |
|
25. |
Совещание при заведующем: «Анализ заболеваемости. Выполнение программы по ФИЗО». |
Декабрь |
Заведующий |
|
26. |
Контроль «Организация закаливающих процедур в группах» |
В течении года |
Заведующий |
|
27. |
Контроль за медосмотром сотрудников |
1 раз в полгода |
Медсестра |
|
Работа с родителя ми |
28. |
Оформление информационных листков ширм на тему:
|
В течение года |
Медсестра |
29. |
Беседы с родителями на темы:
|
В течение года |
Медсестра |
План мероприятий проведения
НЕДЕЛИ «НЕСКУЧНОГО ЗДОРОВЬЯ»
Цели и задачи:
1. Приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.
2. Развивать креативность, творческую активность детей.
3. Формировать и сохранять психологическое здоровье у воспитанников.
4. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни. Вызывать интерес к спорту, физическим упражнениям.
5. Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, не бояться лечиться.
№ п/п |
Мероприятия |
Дата |
Ответственный |
1. Работа с педагогами |
|||
1.1 |
Познакомиться с планом мероприятий. Открытие компании «Здоровье – путь к успеху». |
Март 2025 г. |
Воспитатели |
1.2 |
Воспитателям групп разработать по своим направлениям планы мероприятий направленные на диагностику, выявление проблем в области сохранения здоровья, безопасности и поиск путей их эффективного решения. |
Март 2025 г. |
Воспитатели |
1.3 |
Самостоятельно изучить материалы по проведению «Недели здоровья" (статьи, публикации из журналов, газет, книг) |
В течение года |
Воспитатели |
1.4 |
Оформление выставки методических материалов по проведению «Недели здоровья» |
Апрель 2025 г. |
Воспитатели |
2. Работа с детьми |
|||
2.1 |
Ежедневная профилактическая работа |
||
Оздоровительная гимнастика: «Что я сегодня оздоравливаю» (дыхательное, зрительное, пальчиковое, профилактика плоскостопия, упражнения для осанки). Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья». Игровой самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук. Создание музыкального фона в группе для поддержания позитивного настроения детей в течение дня. |
В течение года |
Воспитатели всех групп |
|
3. Беседы |
|||
3.1 |
Беседа: «Бой с простудой». |
Октябрь 2024 г. Март 2025 г. |
Воспитатели старшей группы, медсестра |
3.2 |
Беседа: «Волшебная щёточка» |
Октябрь 2025 г. |
Воспитатели |
3.3 |
Ситуативный разговор «Для чего нужна зарядка» |
Ноябрь 2025 г. |
Воспитатели |
3.4 |
Беседа «Наш режим дня» |
Декабрь 2025 г. |
Воспитатели |
3.5 |
Индивидуальные беседы «Наши родители занимаются спортом» |
В течение года |
Воспитатели |
4. НОД, занятия |
|||
4.1 |
ОД «Познавательное развитие» «Познай себя» |
Октябрь 2024 г. |
Воспитатели старшей группы |
4.2 |
Совместная деятельность воспитателя с детьми по организации хозяйственно-бытового труда «Приготовление витаминного салата» |
Октябрь 2024 г. Март 2025 г. |
Воспитатели старшей группы |
4.3 |
Сюжетно-ролевая НОД по познавательному развитию детей «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
Апрель 2025 г. |
Воспитатели средней группы |
5. Экскурсии |
|||
5.1 |
Видеоэкскурсии «Маршруты здоровья в нашем детском саду» |
В течение года |
Воспитатели старшей группы |
6. Праздники, досуги, развлечения |
|||
6.1 |
Досуговые мероприятия под девизом «Мой выбор - здоровье» |
Апрель 2025 г. |
Воспитатели старшей группы |
6.2 |
Развлечение «Доктор Айболит в гостях у детей» |
Май 2025 г. |
Воспитатели младшей группы |
7. Работа в уголке книги |
|||
7.1 |
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье |
В течение года |
Воспитатели всех групп |
7.2 |
Разучивание песен на спортивную тематику, стихотворений, загадок. |
В течение года |
Воспитатели всех групп |
7.3 |
Чтение художественной литературы о здоровье |
В течение года |
Воспитатели всех групп |
8. Выставки |
|||
8.1 |
Конкурс рисунков, плакатов по теме Всемирного дня здоровья «Я здоровье берегу сам себе я помогу!» |
Апрель 2025 г. |
Воспитатели всех групп |
9. Игры, конкурсы |
|||
9.1 |
Сюжетно ролевые игры: - «Поликлиника», «Аптека»… Дидактические игры Опыты Организация и проведения подвижных игр, которые лечат: Игра-рассуждение «Что мне нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?». Цель: определить отношение детей к своему здоровью |
Ежедневно |
Воспитатели всех групп |
9.2 |
Организация подвижных игр на воздухе |
Ежедневно |
Воспитатели всех групп |
10. Работа с родителями |
|||
Консультации, развлечения |
|||
10.1 |
Консультация: «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми» |
В течение года |
Воспитатели всех групп, медсестра |
10.2 |
Подготовить информационный банк данных «Секреты здоровья» и оформить в виде альбома, папок-передвижек, стенгазет |
В течение года |
Воспитатели всех групп, медсестра |